— Винни, смотри — мой портрет! Мясник написал!
— Какой-то ты на нём странный, Пятачок: словно на куски порезанный!
— Я же тебе сказал: мясник писал! Он так видит!
Как-то один очень уважаемый человек то ли в шутку, то ли всерьёз предложил мне прочесть лекцию перед молодыми архитекторами. Числом около 200. Возраст — 21-22 года. 2/3 — девушки. «Александр Эдуардович, — сказал он, — Вы личность харизматичная, уже после второй лекции за Вами будет ходить добрая дюжина молодых красавиц». Я не питаю иллюзий по поводу своей привлекательности. Прекрасно понимаю, что для молодых красавиц я представляю, разве что, академический интерес. Но мысль, что можно что-то рассказать архитекторам, зацепила. Я задумался, о чём. И вспомнил этот фрагмент замечательного романа Станислава Лема «Магелланово облако»:
***
«…Сегодня я был у Нонны Это девушка действительно способная, но одержимая духом противоречия: она любит казаться экстравагантной. Точную характеристику дал ей Амета. Он сказал: «Ты хотела бы, чтобы о тебе говорили, будто ты полетела в созвездие Центавра только затем, чтобы прикурить от звезды». Она приняла нас в заново отделанной комнате, как бы выстроенной внутри бриллианта: пол представляет собой многоугольную розетку, а потолок пирамидой уходит вверх, опираясь на наклонные треугольники стен. Стол и кресла сделаны из стеклянной массы, они совершенно прозрачны и казались бы лишенными очертаний, если бы не скелет из темного дерева, заключенный внутри каждого предмета и подчеркивающий геометрический замысел автора. А автор, конечно, сама Нонна.
— Как вам нравится моя комната? — спросила Нонна, едва мы успели войти.
— Ослепительная! — воскликнул Тембхара, закрывая рукой глаза. А Жмур добавил:
— И ты здесь живешь, бедняжка?
Мы расхохотались. Действительно, сверкание алмазных граней и стен, играющих всеми цветами радуги при малейшем повороте головы, было не особенно приятно, если побыть здесь подольше.
***
Нонна показала нам свои архитектурные проекты. Оживленную дискуссию вызвал проект ракетного вокзала, формой напоминающего рассеченный надвое гиперболоид с серебряными колоннами, похожими на вертикальные крылья, каждое в двести метров высотой. Он мне понравился.
— Слишком красив, — оценил Тер-Хаар. — Зачем эти выкрутасы на высоте в сорок этажей? Разве люди, отправляющиеся в полет, будут задирать головы в то время, когда бегут к ракетам?
— Но зато на известном расстоянии эти колонны прекрасно венчают весь ансамбль! — защищала свой проект Нонна. Она обратилась к молчавшему Амете: — А ты что скажешь, пилот?
— Мне нравится. Я повесил бы этот рисунок у себя. Но как вокзал это не годится.
— Почему?
— Потому что эти вертикальные серебряные полосы во время движения ракеты будут ослеплять находящихся в ней людей. Ты об этом не подумала?
Нонна долго вглядывалась в эскиз, потом схватила его обеими руками и разорвала надвое.
— Он прав, — сказала она в ответ на наши протесты. — Не стоит об этом и говорить»…
***
Вот именно с этого фрагмента я, пожалуй, и начал бы свою лекцию. С напоминания о том, что даже высокая архитектура должна быть ещё и функциональной. И, рисуя красивые картинки, нужно помнить об удобстве. И тех, кто там будет жить, и тех кто будет проходить мимо. Правда, в нашей стране, скорее наоборот, красота почти всегда приносится в ущерб функциональности. Причём даже и над ней не особо заморачиваются…
Вспомнился печальный ответ выдающегося архитектора Анатолия Цейтлина на вопрос, почему он практически не строит в Беларуси. Он сказал примерно следующее: «Когда я приношу эскиз на согласование к заказчикам, почти все они говорят мне одно и то же. А именно, что я хочу поставить себе памятник за их счёт»…
***
И тут у меня всплыли ассоциации с работой дизайнера. При заказе дизайна, например, интернет-сайта, постарайтесь САМИ представить расположение элементов управления на странице. САМИ думайте о юзабилити. Настоящие UX/UI дизайнеры встречаются довольно редко. А для большинства остальных важна лишь картинка и общее впечатление от неё. О том, как всю эту красоту юзать, мало кто задумывается. Вот и имеем сайты с большущими тяжёлыми (или не очень) красивыми картинками. А контактная информация может быть написана мельчайшим шрифтом и Бог весть где спрятана. Назвать интерфейс дружественным не поворачивается язык.
Очень любопытно наблюдать взаимодействие заказчика с таким дизайнером-художником. Идёт тяжелейшая битва: «логотип справа — логотип слева». О том же, что психанувший посетитель может просто уйти с сайта, не разглядев красивейшей картинки, просто потому, что не нашёл нужной кнопки, не думает ни один, ни второй. А думать над этим нужно! Ещё лучше — ищите хорошего UX/UI дизайнера, который может послать вас подальше с вашим «логотипом слева». И сделает отличный функциональный дизайн САМ. Ведь именно тем и отличается хороший дизайнер от обычного, что ЛУЧШЕ заказчика понимает, что тому на самом деле нужно!
А молодым архитекторам буду рассказывать о том, как выстраивать взаимоотношения с заказчиком. И как быстро понять, что ему на самом деле нужно…
(с) Александр Зеневич, 2020
P.S.
А эскиз я бы не рвал. Он представлял собой совершенно самостоятельный предмет искусства…